Улица Коммунистическая, 25. Дом Бейлина Григория Рафаиловича, 1906 г.

Перед вами специальное сооружение, как его раньше называли – «брандмауэр». Это глухая стена здания, выполненная из несгораемых материалов и предназначенная для воспрепятствования огня Она выполнила свою задачу и в тот страшный день: дом купца Бейлина остался целым и невредимым. Прикоснитесь к старинному кирпичу – он совсем не похож на современный. Кирпичики разной формы, разного цвета, а еще они очень плотные – по старой строительной традиции даже при их фабричном изготовлении туда подмешивали куриный желток.

Приблизимся к фасаду дома. Проживал здесь томский купец Григорий Рафаилович Бейлин. Он был известным купцом и верующим евреем. Он построил в Новониколаевске первую синагогу, недалеко от этого места, на улице Алтайской. Любопытно, но украсил свой дом купец не по иудейским, а по русским традициям деревянного зодчества. Дом имеет выразительный, отличный от других облик.

Снова протяните руку и прикоснитесь к стене этого дома. Вы испытываете практически то же ощущение, что и от стены дома купца Вагина – подобно предыдущему сруб также зашит досками. Этот, как мы убедились, распространенный прием этот называется «ошалевка». Термин этот, как легко заметить, произошел от слова «шаль»: его бревна прикрывают доски, как будто весь дом укутывается шалью.

Еще несколько слов о том, как украшали дома в старину. Люди видели дом и верили, что он является образом мира. Исходя из этого, он как бы разделялся на три части. Нижняя часть обычно не украшалась, потому что считалось, что это символ подземного мира, его называли «подклет». Но в доме Бейлина видим исключение: в нижней части мы обнаруживаем накладные прямоугольники. Объяснение этому находится простое: в городе было модно украшать дома геометрическими фигурами в стиле модерн.

Другая, средняя часть дома, там, где постоянно жил человек, украшалась разнообразно и обильно узорами и орнаментами. Ключевыми элементами при оформлении средней части дома всегда были окна. Каждое из них должно было иметь ставни, которые крепко-накрепко запирались на ночь. Еще они имели кокошники (это узорная доска над окном) и фартучки (это подоконная доска). А вместе это называлось «наличниками».

На конкретном примере познакомимся с узорами наличников, которые оберегали человека. Кокошники дома Бейлина украшены вьющимся хмелем, это символ жизни и благополучия. Любопытно, что в традиции приезжих было принято украшать кокошники растениями, которые произрастали в тех местах, откуда они прибыли. Например, переселенцы с юга украшали доску гроздью винограда, жители таежных мест – шишкой и т.д.

Третья составляющая часть дома – крыша с карнизом. Она символизирует небо, поэтому оттуда могут свешиваться узоры, напоминающие облака, дождевые капли, а также уточек, которые «летят» вниз головой, неся человеку в дом благие вести. Резьба узоров, выполненных на этом доме, называется «пропильной». В этой технике узоры пропиливались в доске тонкой пилкой.

Посередине крыши, в специальном выступе-фронтончике, устроилось «солнышко», самый главный оберег и символ благополучия