У дома по адресу улица Максима Горького, 16 – Дом купца Куликова

Дом, к которому мы подошли, построен купцом Михаилом Николаевичем Куликовым в 1917 году и является примером жилой постройки той эпохи. Интересная справка: в городе по данным переписи 1910 года, на одно строение приходилось 7,2 жителя, что являлось средним показателем по губернии. По количеству каменных домов город Новониколаевск занимал второе место, по количеству деревянных – шел вровень с губернским Томском.

Дом деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте. Данный дом прямоугольный в плане, рублен в «обло». Габариты здания, на языке строителей, в плане: 12,8 на 16,6 метров. К дому пристроены холодные сени. В центральной части фасада размещен мезонин с балконом. Для тех, кто не уверен в значении этого слова, напоминаем, что мезонин (от итальянского «mezzo» – посредине) – это надстройка над средней частью жилого дома. Обычно она имеет балкон. Стены мезонина рублены «в лапу». Перекрытия деревянные, крыша четырехскатная, со слуховыми окнами с боковых фасадов.

Если стоять лицом к фасаду здания, то по левую руку окажется вход в дом, по правую – ворота, ведущие во двор дома. В 1994 году они воссозданы по имевшимся историко-архивным аналогам.

От времени дерево, из которого построен дом, потемнело. Это создает контраст между тёмными стенами дома и выраженным более светлым деревянным декором. Фриз, как правило, украшается накладной пропильной резьбой. В ней обычно используется растительный орнамент, как и у этого дома. Карниз украшен резными подзорами. Подзор – декоративный резной карниз вдоль свесов крыши, наличников. Но есть и второе значение слова. Это кружевная, вышитая кайма, оборка, обрамляющая нижний край чего-либо. Действительно, в архитектуре деревянные подзоры зачастую выглядят настолько ажурно, что кажутся выполненными из ткани. В украшении изучаемого нами дома их три.  Подзор второго ряда – это имитация драпировки полосы ткани, которая словно подвязана шнурком с кистями.

По первому этажу со стороны улицы Максима Горького идет ряд окон. Их пять. Оконные проемы обрамлены наличниками.  Также на окнах имеются ставни. И наличники, и ставни –  белого цвета.

В традиционной русской крестьянской архитектуре наличники, с одной стороны, имели чисто практическое назначение – защита стыков окна и стены от попадания влаги, с другой – они выступали украшением.  По традиции, наличники имели на поверхностях узоры, обычно состоящие из древних знаков и магических символов, что, по тогдашним верованиям, несло в себе защиту оконного проема от проникновения темных сил. С течением времени магический смысл знаков неизбежно утрачивал первоначальное значение.

Верхняя доска наличника называется «лоб», «очелье», «щиток», «подкарнизная доска». У дома, перед которым мы стоим, она килевидной формы. В этой форме проступает сходство с кокошниками, украшавшими храмы московской школы деревянного зодчества XV – XVII веков. Килевидный наличник имеет сложные очертания и накладной декор с мотивом вазона. Вазон располагается посередине, а по обе стороны от вазы симметрично помещаются изогнутые стебли и листья. Особенности изображения вазона на наличнике данного дома – это «натуральность» вазы, высота рельефа, четкие очертания листьев. Мастерам-резчикам был близок подобный сюжет, напоминавший о домашних кашпо с цветущими растениями.

Боковые части наличника – стойки в виде брусков. Они поддерживают верхнюю часть наличника и соединяют её с подоконной доской. Подоконные доски имеют фигурный нижний край с накладным декором и вместе с декоративными элементами наличника выполняют дополнительную защитную функцию, закрывая стык стены и оконной рамы. Технически это можно было бы достичь с помощью обычного бруска, но, как правило, строители и резчики предпочитали некоторые художественные варианты.

Наличники окон главного и западного фасадов имеют разный декор. У наличников сбоку верхняя часть представляет собой прямоугольный щиток и раскрепованный карниз. Так называют  небольшой выступ плоскости фасада здания, применяемый главным образом для его декоративного деления на части. Плоскость очелья украшена накладной пропильной резьбой, ажурный гребень, выполненный в той же технике, высится над верхней доской наличника.

Решением Облисполкома от 14 апреля 1976 года  № 236 дом признан памятником архитектуры регионального значения. 

В настоящее время в нем находится действующий Музей СССР.